В конце XIX в. появляются первые письменные произведения каракалпаков. Широко
известными
становятся имена каракалпаков Кунходжи (1799—1880 гг.), Отеша Алшинбая
(1788—1875 гг.), Ажинияза Косынбай-улы (1824—1878 гг.) и др. Они были
образованными людьми и тесно связывали себя с народом. Так, Кунходжа посвятил
свое творчество простым жителям аулов, их повседневному труду и быту. Он порицал
несправедливые порядки.
Великий поэт каракалпаков Бердах (1827—1900 гг.) родился в Приаралье и
происходил из рода конграт. Учился в аульном мактабе, а затем в медресе
Каракум-ишана в Хиве. Стихи начал писать в 20 лет и полвека слагал песню за
песней. Его талант раскрылся прежде всего в искреннем стремлении писать о народе
и для народа. Одно из его стихотворений так и озаглавлено — “Для народа"':
Бердах, да будет звучен голос твой,
Ищи слова, о жизни песню пой.
Будь чист и пред людьми, и пред собой,
Насколько хватит сил — служи народу.
Ряд его поэм посвящен истории каракалпакского народа.
Поэма “Ерназар-бий” описывает восстание 1856 г. Огромной силой воздействия
отличается его поэма “Ахмак-падша ”, в которой сильны бунтарские, обличительные
мотивы.
Освободительные идеи и бунтарские призывы Бердаха и его последователей являлись
отражением растущей борьбы каракалпакского народа против царского гнета. Они
проявлялись в различных формах — от стихийных выступлений против
несправедливости местных властей, отказа подчинения местным властям, отказа
выполнять трудовые повинности и платить налоги и до активных массовых
выступлений. В конце XIX в. всю правобережную Амударью потрясло народное
восстание под руководством Баба Гоклан Отыз-оглы. Народ называл его Гоклан-батыр.
Восстание с перерывами продолжалось более 10 лет. Дважды его арестовывали и
отправляли в ссылку и дважды он бежал. И каждый раз, добившись свободы, он
вновь поднимал восстание. Его отряды внезапно появлялись в военных лагерях и
вступали в сражения с регулярными войсками. Гоклан погиб в 1891 г. в одном из
боев с царскими войсками под Петроалександровском. Баба Гоклан стал символом
непокорности и мятежного духа каракалпакского народа.
В начале XX в. демократические традиции каракалпакской литературы продолжило
новое поколение поэтов — Омар, Кулымбет, Сарыбай, Кулмурат, Садык и др.