IX—XII века в социально-экономическом развитии и культурной жизни Средней
Азии были периодом консолидации и образования узбекского народа, как
автохтонного населения Мавераннахра и Хорезма. В результате тесных экономических
и этнических связей между оседлым земледельческим и кочевым скотоводческим
населением, жившим на землях древнего Турана, образовался ряд народностей
оазисов Согда, Хорезма, Ферганы, Шаша и Тохаристана, впервые упомянутых в
древних письменных источниках. Из этих народностей на юге жил народ, говоривший
на фарси, а на востоке — земледельческо-скотоводческое население, говорившее на
тюркском языке. Туран с древних времен как контактная зона превратился в место
постоянного общения тюркоязычного населения и народов, говоривших на фарси.
В VII—VIII веках большая часть тюркоязычного населения находилась в
Семиречье, Шаше и Ферганской долине, меньшая часть — в оазисах Зарафшана и
Кашкадарьи. Оно представляло собой объединение тюркских племен, обосновавшихся
здесь, и местного земледельческого населения, говорившего на тюркском языке. По
сведениям согдийских документов, этот край, где было тюркское население, еще с
VII века назывался Туркестаном.
Количество согдийцев, осевших в Семиречье, было достаточно большим. Они
оказались здесь благодаря расширению международной торговли и военным походам в
V—VII веках. Торгово-ремесленные центры согдийцев располагались в Чуйской и
Таласской долинах. Эти согдийские поселения вдоль международного караванного
пути от Чимкента до Великой китайской стены напоминали острова в огромном
тюркском мире. Несмотря на то, что согдийцы оказывали несомненное влияние на
тюркоязычное население, в результате постепенного расширения культурных
взаимоотношений они потеряли свой родной язык. Словом, еще задолго до арабского
завоевания большая часть населения Шаша, Ферганской и Зарафшанской долин,
Кашкадарьинского и Сурхандарьинского оазисов, Хорезма и даже левобережья
Амударьи стала тюркоязычным.
Будучи отдельным этническим племенем, узбеки формировались в центральных регионах Средней Азии - Мавераннахре, Хорезме, Семиречье и частично в западных областях Восточного Туркестана. Основу узбекского народа, живущего на нынешней территории Узбекистана, составляли оседлые этнические группы, издавна жившие и занимавшиеся оросительным земледелием и ремесленничеством, местные согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, скотоводы кангли, кочевники саки-массагеты. Также в этногенезе узбекского народа приняли участие прибывшие в различные времена в Мавераннахр этнические группы из Южной Сибири, Алтая, Восточного Туркестана, Поволжья и Урала. Перечисленные этносы, в основном, говорили на тюркском и восточно-иранском языках.
В результате первичного смешения племен и родовых общин между Амударьей и Сырдарьей формируется тюркское территориальное пространство, антропологический тип (облик), присущий узбекскому народу.
В III веке до нашей эры в среднем течении Сырдарьи в эпоху государства Канг, образованного на основе союза тюрков и согдийцев, в результате развития экономических, политических и этнокультурных связей в Мавераннахре и примыкающих к нему областях, находилось объединение тюркских племен, составляющее тюркоязычный этнос, где формируется самобытная культура. В археологических трудах эта культура получила название "Культура Ковунчи". Как отмечают ученые-антропологи, именно к этому времени, во внешнем облике населения, жившего в долинах и оазисах Средней Азии, полностью формируется свойственный нынешним узбекам антропологический тип Междуречья Средней Азии.
В этногенезе узбеков участвовали кушаны и, прибывшие в IV- V веках в центральные области Средней Азии из Южной Сибири, Джунгарии, Восточного Туркестана, хиониты, кидариты, эфталиты.
Также на этногенез узбеков активное влияние оказали прибывшие в эпоху Тюркского каганата в центральные области Средней Азии (долина Ферганы, Ташкентский, Зарафшанский, Кашкадарьинский, Сурхандарьинский оазисы) и Хорезм осевшие тюркские этнические племена. В результате развития отношений между прибывшими тюркскими племенами и местным населением, произошло смешение тюркской культуры с местными традициями.
Этнический процесс - смешение в течение веков различных племен и народностей, близких по происхождению.