С притоком скотоводов-кочевников и оседанием их вокруг земледельческих
оазисов возникали новые нравы, обычаи и представления, которые особенно
отразились на материальной культуре Хорезмской, Бухарской и Кашкадарьинской
областей. В Тохаристане и Восточном Согде, где традиции были сильнее, это
влияние было не столь заметно. Наоборот, в этих областях новые поселенцы за
короткое время начинали жить общественно-политической жизнью местного оседлого
населения.
Таким образом, в период становления феодальных отношений культурные традиции
оседлого населения под влиянием кочевников смешались с обычаями степей и
началось формирование культуры раннего средневековья. Эти изменения нашли свое
отражение в архитектуре, строительстве и в некоторых видах изобразительного
искусства. В этот период в земледельческих оазисах Самарканда, Бухары, Нахшеба и
Чача появилось большое количество феодальных замков, усадеб, стоящих на высоких
платформах, и кешки, укрепленные четырьмя угловыми башнями. Некоторые замки
состояли из двух этажей. На второй этаж можно было подняться по специальной
платформе — пандусу или винтовой лестнице. Стены дворцов и храмов традиционно
украшались цветными росписями.
Высок был уровень художественной культуры. Изобразительное искусство этого
времени было тесно связано с религиозными представлениями. Поэтому в V—VI веках
особенно развивается и усложняется антропоморфная культовая иконография. Она
отличается большим разнообразием и массовостью. Изготовление глиняных
скульптурных изображений божеств приобретает широкое распространение.
Терракотовые фигурки Самарканда, Бухары, Нахшеба и Тохаристана дают
представление не только о культовой иконографии этого периода, но и о костюме,
музыкальных инструментах, вооружении и других реалиях.