Основная причина поражения восстания "людей в белых одеждах" заключалась,
прежде всего, в разрозненности их сил. Представители местной знати, поначалу
использовавшие в своих интересах народную борьбу за независимость, испугались
размаха движения и встали на путь предательства. Один за другим они переходили
на сторону арабов. Сам Муканна не мог непосредственно руководить восстанием. Он
объявил себя пророком и со своими приближенными пребывал в крепости Сом.
В результате слишком затянувшейся войны, когда земледельцы были лишены
нормальных условий жизни и привычных земледельческих работ, их силы иссякли, и
наступило время разочарования. Арабы воспользовались создавшимся положением и
окончательно разбили силы восставших на местах. Но с подавлением восстания
"людей в белых одеждах" борьба среднеазиатских народов против арабских
завоевателей, конечно, не прекратилась. Через 20 лет после восстания "людей в
белых одеждах", в 806 году, поднялось очередное восстание под предводительством
Рафиъ ибн ал-Ляйса. Восстание, начавшееся в Самарканде, за короткое время
распространилось по Шашу, Фергане, Бухаре, Нахшебу и Хорезму. После того как
меры, предпринятые халифатом для подавления восстания, не дали желаемых
результатов, наместник Хорасана будущий халиф Маъмун (806—819) обратился за
помощью к местным знатным дехканам — внукам саман-худата — Нуху, Ахмаду и Яхъе.
Они уговорили Рафиъ ибн ал-Ляйса сдаться. Таким образом, вельможи из рода
саман-худата (то есть Саманиды), выступив против своего народа, сослужили службу
Арабскому халифату, за что удостоились почестей и власти. Политическая власть в
Мавераннахре с этого времени перешла в руки представителей местной знати, и тем
самым был заложен путь к независимости.
Хотя народные движения были жестоко подавлены, борьба местного населения
против арабских завоевателей и произвола их наместников не прошла
безрезультатно. Начался упадок власти халифов на востоке, что дало возможность
народу Мавераннахра добиться независимости.