Развитие производящих форм хозяйства — земледелия и скотоводства, а также
ремесла и обмена приводит к выделению внутри рода и племени отдельных состоятельных семей. В условиях постоянных военных столкновений возрастает роль племенных вождей, и общество начинает жить по правилам военной демократии.
Военная демократия — это такая форма правления в период перехода к ранней государственности, при которой во главе племени стояли военные предводители — вожди.
Из «Авесты» мы узнаем, что
основой общества Средней Азии была большая патриархальная семья, которая
называлась «нмана». Несколько таких семей составляли родовую общину — «вис».
Территориальная соседская община называлась «варзана». Такие общины
объединялись в племена — «занту». Между этими племенами постоянно шла борьба.
Для защиты своей территории несколько племён объединялись в союзы — «дахью».
Согласно «Авесте», существовала следующая система управления обществом: совет
старейшин — народное собрание — правители отдельных районов и областей.
Важнейшим признаком зарождающегося государственного устройства было разделение
населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу.
В начале 1 тысячелетия до н.э. интенсивное развитие социальных отношений приводит к выделению лиц, которые пользовались привилегированным положением в обществе и не были заняты в общественном производстве, а лишь осуществляли контроль и руководство над общественной и хозяйственной жизнью.
В социальной структуре такого общества выделяются производители,
занятые в земледельческом хозяйстве, домашнем скотоводстве, различных ремёслах, на строительных и ирригационных работах, а также лица, непосредственно не занятые на производстве, — старейшины и военные
предводители.
Таким было устройство общества на территории Узбекистана в IX—VIII вв. до н.э. Это было время, когда
развивались ранние государственные объединения, которые создавались для защиты
населения земледельческих оазисов от набегов и регулирования связей между
общинами.